Эта
статья рассматривает явление "Дамбигад" как выражение авторских
подростковых переживаний, выраженная в поведении главного героя и отношения к
нему людей из его окружения.
В
первую очередь необходимо понять, что же такое подростковый период. Я не
психолог, но в институте у нас были лекции по психологии. В одной из них
говорилось о том, что вся жизнь человека состоит из кризисных периодов,
следующих один за другим с небольшими перерывами. Одними из самых важных для
формирования личности являются периоды, когда он определяет самого себя. Первый
из таких кризисов - это «кризис трех лет», когда ребенок перестает называть
себя в третьем лице и отделяет себя от окружающего мира. Второй – подростковый
возраст, когда человек сознательно задумывается о том, что он из себя
представляет. Это явление называется "саморефлексия".
Это
очень страшно – попробуйте сейчас задуматься о том, кто вы, какой вы, где ваши
истинные взгляды, а где наносное. И не знаю, как другие, а я, например, очень
боюсь заблудиться в этом хаосе. Возможно, это ощущение опасности при
самоопределении не проходит никогда, просто мы с возрастом находим чем
закрыться и защититься от неопределенности внутри нас. Я предположу так же (и,
скорее всего, так и есть), что в подростковом возрасте мы и ищем эту защиту,
путем фиксирования своего мировоззрения и ценностей. Ну и разумеется, в этот
сложный период мы рискуем ошибиться и соскользнуть, найти защиту не там и не в
том…
Как же
понять, что может испытывать подросток?
Ответ на этот вопрос можно найти в фанфиках типа «Дамбигад», «Гарри в
Азкабане» и «Независимый Гарри». Я смею предположить, что некоторые из них
(хотя и не могу сказать, что все, так я их читала не так много) написаны либо
подростками, либо теми, кто хорошо запомнил свои подростковые мысли и ощущения.
Для меня они являются идеальным примером характерного подросткового бунта –
идеальными еще и потому, что сухие слова из учебника не могут так живо
обрисовать то, что чувствует подросток, как фанфик, написанный от лица
несчастного подростка Гарри. Такое произведение очень хорошо показывает, какими
именно на самом деле многие подростки видят свои проблемы.
В этой
статье я попытаюсь подвести к жизнеописанию несчастий Гарри теоретическую базу,
составленную из разбора типичных подростковых проблем и метаний, и, возможно,
расшифровать скрытое послание авторов, переживающих данный период, оставленное
в "Дамбигадах". Заранее хочу попросить авторов фанфиков этого жанра
не обижаться - это просто мои субъективные наблюдения, и я совсем не претендую,
чтобы моя статья рассматривалась, как на истина в последней инстанции. Так
сложилось, что именно эти фанфики натолкнули меня на размышления...
Итак,
мы наконец-то переходим к проблемам подростков и несчастьям Гарри.
Что же
происходит в Дамбигаде? Какие несчастья сваливаются на Гарри, и что за этим
кроется?
1. Манипулятор и его жертва.
Разумеется, в первую очередь нельзя не
упомянуть о манипуляторе, его жертве, и, самое интересное, о том, какие у них
складываются отношения.
Злобным манипулятором оказывается Дамблдор.
Человек, которому Гарри доверял, чьи ценности усваивал и на которого он
равнялся, оказывается, водил Гарри за нос, говоря ему красивые речи о любви и
добре, на самом деле пытаясь обогатиться, или насладиться властью над ним, или
добиться большего влияния в магмире, или все сразу.
Ну, тут не надо пояснять, что одной из главных
характеристик подросткового возраста является разрушение идеальных образов –
как правило, родительских. Причина простая – подросток чувствует свое «я», так
остро, когда никогда раньше, но, при этом, не может определить, где,
собственно, начинается то, что принадлежит ему, его собственное «Я», а где то
«Я», которое навязали и внушили ему родители. Отсюда и рождается страх стать
куклой, которую родители слепили для своего же удовольствия. И начинаются
протесты, споры, точка зрения, нарочито противоположная родительской, эпатаж,
направленный на то, чтобы шокировать родителей.
Кстати, многие Дамбигады, из тех, что я
прочитала, застопорились как раз на том, что «независимый, сильный, умный»
Гарри появился перед Дамблдором, объявил, что теперь игра будет по его
правилам, а удивленный, разозленный и, вообще, очень поглупевший, манипулятор
Дамблдор что-то промямлил о том, что он не ожидал (хотя нет, тут он не
промямлил, описание его разочарования смакуется аж полстраницы, если не больше)
и надо принять меры. А вот какие меры? И по каким таким "своим"
правилам собирается играть Гарри (дальше очень эпатажных шуточек или
демонстраций крутизны он не заходит)? Вот этого сам «подросток-Гарри» не знает,
главное – удивить неповиновением и доказать наличие своей воли….
Хотя, конечно,читала я и законченные
Дамбигады, но там упор делается не на то, как Гарри собрался удивить и
разозлить Дамблдора, а на страдания Гарри и на его попытки отомстить всему миру
за предательство.И Дамблдор в некоторых из них оказывается более-менее даже
нормальным.
2. Ты
навечно один, и даже если есть друг...
Еще одной отличительной чертой фанфиков типа
"Дамбигад" является то, что Гарри все предали, даже самые близкие
друзья. Причем не просто предали - они
молча смотрели как его бросают в Азкабан (ну, если, конечно, не сами его туда
отправили.)
Этот сюжетный ход, на мой взгляд, происходит из того, что подросток
чувствует, что все, даже самые близкие друзья, не могут его утешить, понять,
что творится у него внутри, не могут помочь ему выбраться из болота
самоопределения. В общем, что-то в духе «вообрази – я здесь одна, никто меня не
понимает, рассудок мой изнемогает, и молча гибнуть я должна…». А поскольку его
мучения кажутся ему Азкабаном, то и получается, что все вокруг, и друзья в том
числе, молча смотрят, как он там страдает.
3.Наставник
- кто он?
Но тут, в качестве утешения, у Гарри
появляется «крутой старший наставник», который всегда его слушает, терпит любые
его капризы и заскоки, учит его и, почти всегда реагирует на происходящее так,как
ожидает от него Гарри. Плюс к тому, он, как правило, действительно крут - либо
сам пришел из древности, либо владеет знаниями древнего рода. Такими
наставниками могут быть Малфои, Снейп, Годрик Гриффиндор,никому неизвестный, но
очень влиятельный лорд Поттермор (и любой другой персонаж магических легенд),
Сириус, подобревший или изначально оклеветанный гадюкой-Дамблдором Волдеморт –
главное в этих персонажах то, что они очень нравятся автору,либо потому, что
обладают бунтарским духом, либо потому, что вроде бы как официально находятся
на темной стороне (что тоже бунт), либо являются достаточно великими магами,
достойными того,чтобы обучить их героя всем премудростям.
Это очень хорошо отражает тот факт, что
подростки очень хотят найти того, на кого они хотят быть похожими. Собственно,
вот один из парадоксов возраста – стремление быть собой, и, в то же время,
стремление подражать – возможно, потому, что свой образ еще не найден….
Кроме того, и это важнее, Наставник (да и
кумир иногда тоже) является, по сути, идеальным образом родителей - терпит
капризы и закидоны, понимает с полуслова, жалеет. Именно этим родителям подросток Гарри и кричит, о
том, что они не понимают, что он пережил в Азкабане, раз двадцать или тридцать
повторяет свои несчастья или показывает их с помощью Думосборов, легилименции и
прочее...Скажем так, если Дамбигад, создан той частью подростка, которая не
нуждается в родителях и пытается их оттолкнуть, противясь
"манипуляции" и навязыванию, то Наставник это выражение потребности
ребенка в родительском внимании.
4. Вы
само совершенство от улыбки до жеста...
Гарри из Дамбигадов часто становится очень
богатым, обретает сверх способности, приобретает красивую внешность, и сразу
начинает хорошо усваивать все предметы.
Я уже не говорю про фехтование, самбо, рисование, французский язык и
верховую езду, которым наш герой выучивается за месяц. О том, что по уровню
знаний и навыков наш герой становится круче самого крутого волшебника, я тоже
молчу, так как все тут слышали о Мери и Марти-Сью.
На самом деле, это, опять же, отчаянная
попытка найти свое, почувствовать себя в чем-то талантливым и сильным – хотя бы
опосредованно – либо через выбранного кумира, либо, через вот такой вот образ
себя идеального у себя в голове, ну, или на бумаге.И это не всегда отыгрывание
комплексов, или уверенность в своей неотразимости, скорее, это попытка найти
свой талант, свою уникальность и свою особенность. Нет, комплексы, конечно тоже
проявляются и выбрасываются, но все же, вот такая вот обезличенная Мери, или
стандартный Марти помогают некоторым найти себя, и то, чем в себе можно
гордиться.
5.
Серая магия, или как порезать хлеб Сектумсемпрой.
«Не существует Темной и Светлой магии,
Левиосой можно убить, а Сектумсемпрой порезать хлеб, вас просто обманывают,
чтобы вами было легче манипулировать, на самом деле все сложнее» - говорит
Гарри своим потрясенным слушателям и те реагируют на это, как на откровение,
которое им почему-то никогда в голову не приходило….
Это, кстати, еще один парадокс – с одной
стороны, подростки уже начинают понимать, что «все сложнее», что и в самых
светлых идеалах есть достаточно много темного, что все зависит от человека и от
того, как он будет это свое «темное» использовать, но, с другой стороны, опять
упрощают – и все те, кто говорят о доброте, справедливости и благородстве
автоматически становятся лицемерами, да и сами эти понятия, начинают казаться
иллюзией и лицемерием. Аргумент «Волдеморт, по крайней мере, не врал» уже
является достаточной причиной, чтобы сделать его невинным и несправедливо
оклеветанным…И вот это уже влияет на выбор ценностей и мировоззрения. А пока, в
связи с максимализмом, многие подростки живут в сером мире, где с одной
стороны, вроде и добрые не такие идеальные как представлялось и, соответственно
максималистскому сознанию, являются лгунами, а с другой стороны, зло – это
все-таки зло, хотя оно и честное и иногда может делать добро само того не
желая….
Одним словом, в переводе на немагический, вот
это «нет черной и белой магии» означает, что нет абсолютного добра и
абсолютного зла, а все подростковые страдания и вся эта каша в голове
происходит оттого, что им очень хочется чтобы что-то абсолютное было (да и всем
хочется, да и, возможно, и есть что-то абсолютное, но не в мире людей), но
продолжать как прежде, считать что это абсолютное есть могут очень немногие, да
и у них возникают свои проблемы с этим, в виде преувеличенного максимализма и
деления всего на однозначно черное и белое.
В общем, подросток уже видит концепцию «инь и
янь», но, пока еще, ее не понимает и не совсем принимает, или пытается
принимать, но получается не так… это действительно очень сложно, и очень важно,
среди всей этой неясности, возникающей из-за отсутствия абсолютности, найти
позицию, которая тебе подойдет и с которой ты проживешь до следующего кризиса…В
общем, «если Бога нет, то его следовало бы
выдумать», так как жить без идеалов не может никто. Впрочем, это уже
очень и очень личная тема, касающаяся не только подростков.
6.
Азкабан в душе.
И наконец, этот «взрослый, сильный,
независимый и умный» Гарри плачет и капризничает, как самый настоящий ребенок и
даже больше. Правда, не при Дамблдоре и друзьях (если они остались), а при
взрослых крутых наставниках–кумирах.
И это, в принципе, понятно – с одной стороны,
подросток уже захотел стать взрослым и независимым и прилагает все усилия,
чтобы показать себя таким– а с другой стороны, в этом взрослом мире (да и в
себе самом) все так сложно, непонятно и обманчиво, что так и хочется остаться
ребенком и кричать о своих новых страданиях, требуя внимания, тепла и
понимания. А требовать-то не от кого, так как хочется показать себя крутым перед
всеми – вот оттуда и появляются или Гарри, плачущий в объятиях Сириуса, Снейпа
или Люциуса, или гонимый садисткой-судьбой герой, у которого в жизни вообще нет
ничего хорошего, а все хорошее что было или появляется, отнимает добрый, но
страдающий и желающий куда-то свои страдания излить автор, не будем уж на судьбу
все сваливать.
Все эти
моменты и создают вот эту вот путаницу в
душе у подростка, которую он некоторые из них могут сравнить с Азкабаном и
предательством.
И, как
минимум два этих момента есть в ОФ (вообще, ОФ, по-моему и является книгой,
описывающей подростковый возраст и все проблемы с ним связанные) - Дамблдор,
который именно с этой книги начинает пробуждать недоверие к себе, и крутоой и
бунтарский наставник Сириус, которому можно сказать все, что нельзя сказать
даже друзьям...
Излишняя
зацикленность на своих чувствах, при полной невозможности их высказать и
определить, характерна, на мой взгляд, для всех подростков – они сталкиваются с
чем-то новым в себе и в окружающем мире, не понимают и боятся этого и или
отчаянно пытаются жить с этим новым в себе так же, как и раньше, пытаясь не
замечать, что они уже из себя прежних выросли, ищут, чем закрыться, как
защититься и как с этим справится и жить дальше…
Разумеется, далеко не все подростки переживают
все из описанных выше проблем – что-то переживается ярче, что-то как будто
проходит мимо, хотя, все равно переживается на подсознательном уровне.
Проявляются все эти переживания у каждого из подростков тоже по-разному, в
зависимости от особенностей характера, так что трудно определить какие-то общие
проблемы, но, то, что у многих эти проблемы отражаются в фиках и многие могут
их узнать, читая эти фики, говорит о том, что что-то общее в переживаниях всех
подростков все же есть. Причем есть даже у тех, кто внешне этих переживаний
вроде не показывает, так что при характеристике кого-то такую важную вещь, как
подростковые проблемы («болезни роста») тоже нужно учитывать.
Автор: Наталья Найденова
Комментариев нет:
Отправить комментарий