Это
качество есть у всех, просто у Снейпа, мне кажется, оно развито очень сильно и
является, на мой взгляд, одной из черт, которые и делают его интересным. Итак,
в чем заключается Снейповское "оправдание своих не всегда честных и
правильных поступков своими честными намерениями"?
Я это заметила по двум моментам. Первый – это отношение к Гарри. Я думаю, что в
глубине души Снейп
прекрасно осознавал, что Гарри - обычный ребенок и ни в чем не виноват и, в то
же время, он его уже ненавидел. Вернее не его, а Джеймса в нем. И вот есть у
меня ощущение, что Снейп очень долго перебирал варианты того, как он мог бы
словесно унизить Джеймса, да вот только тот умер и находится вне
досягаемости…Зато есть Гарри. Понимая, что Гарри - не Джеймс и за грехи Джеймса
не в ответе, и, соответственно, он, Снейп, не может упрекать Гарри в том, в чем
тот не виноват, Снейп начал искать доказательства
того, что все его упреки обоснованны. Он
начал искать доказательства того, что Гарри действительно такой же
жадный до славы, нахальный, самоуверенный и посредственный, как его отец".
Вот это «действительно» ему и надо было найти и доказать самому себе, чтобы
иметь право унижать Джеймса через Гарри. Отсюда и опрос на первом уроке, и,
вообще, порча отношений с Гарри. Если бы Гарри не ответил Снейпу таким же
предубеждением, то Снейпу было бы труднее убедить себя в его нахальности.
Словом, здесь, мне кажется, Снейп сначала вызвал неприязненное отношение к
себе, а потом использовал это неприязненное отношение, чтобы оправдать свое
собственное. Причем, мне кажется, оправдать не перед другими, а, в первую
очередь, перед самим собой, что важнее...
Следующая сцена, в которой можно увидеть эту «самооправдательную» черту Снейпа,
это Хижина. Личным - и не очень хорошим
- его желанием на тот момент является желание отомстить Сириусу и Люпину.
Сириусу - за то, что он выдал убежище Лили Волдеморту, да и за школьные дела
тоже, Люпину - за то, что обманул и
выставил дураком – только Снейп поверил, что Люпин и правда извиняется за
школьные дела и решил наладить отношения – как тут выясняется, что он помогает
Блэку и, возможно, весь год помогал…
Вторым его желанием является
желание быть оцененным - и я не про Орден Мерлина, а больше про Дамблдора
("сколько раз я говорил Дамблдору, что вам нельзя доверять",
"интересно, что сказал бы на это Дамблдор"...). И вот, Снейп идет
ловить опасных преступников, попутно торжествуя оттого, что он оказался прав, и
желая отомстить. Картину поимки преступников (особенно узнав, что у них дети)
он представлял себе несколько иной. И тут вдруг оказывается, что дети не
связаны и не умоляют его о спасении, а мирно беседуют с преступниками. Тут
Снейп мог или заподозрить, что с преступниками что-то не так и они не совсем
преступники, или, что дети одурачены. В первом случае, он должен был бы
вспомнить о полнолунии, на всякий случай связать преступников и отвести их к
Дамблдору, пообещав всем, что там он попросит, чтобы их выслушали. Во втором
случае, он должен был делать то же самое, только обещания его в данном случае
были бы направлены на то, чтобы успокоить детей (а если бы они оказались совсем
невменяемыми, мог бы их парализовать). Если же Снейп хотел отомстить и быть
оцененным обществом за поимку особо важных преступников, то он должен был бы
парализовать или оглушить детей, всласть наговориться с Блэком о мести и
привести его и Люпина к дементорам, ну, или вызвать Фаджа. Снейп этого не
делает, а ведет себя... очень странно - объясняет Люпину и Блэку, каким образом
он их нашел, злорадствует, никого не хочет слушать, но, при этом, не связывает
преступников, не парализует детей - в общем, не совершает никаких действий
вообще, только, попутно с разговорами о сладкой мести, пытается убедить детей,
что он их спасает. На мой взгляд, причина такого странного поведения именно в
смешении мотивов и в расхождении ситуации в воображении Снейпа с реальной
ситуацией. То есть, Снейп хотел благородно спасти детей и все общество от
страшных преступников Люпина и Блэка и, заодно, отомстить этим преступникам за
свои обиды и оказаться наконец-то оцененным как детьми, так и Дамблдором (ах
какой Снейп, детей спас, преступников поймал) за это хорошее дело. Он
настраивает себя на то, что мстя Люпину и Блэку, он при этом, спасает детей и
спасает мир от зла - в общем, совмещает приятное с хорошим. А на деле
выяснилось, что детей спасать вроде не от кого (поэтому он тут же убедил себя в
том, что есть от кого, просто дети этого не понимают), преступники ведут себя
странно, и вообще, в аргументах детей есть много правдивого, того, что следует
рассмотреть, прежде, чем отдать преступников дементорам. Та часть Снейпа,
которая хотела спасти детей и поймать преступников (задержать их, а не
отомстить), это понимает и признает то, что преступников, все же, необходимо
выслушать но... как же месть? Точнее, если преступники могут оказаться
невиновными, то как же мстить им, не имея на то моральных оправданий? Вот
именно поэтому, мне кажется, Снейп ничего и не делает - он пытается убедить и
детей, и себя (в первую очередь), что он все делает правильно, что он спасает
детей и что Люпин и Блэк все же преступники, так как, пока он не будет в этом
уверен, он не сможет что-либо предпринять...
Вот такие вот два примера. Я лично считаю, что это - показатель того, что Снейп
видел "что такое хорошо, а что такое плохо" и пытался следовать тому,
что хорошо, быть хорошим прежде всего в своих глазах, а не в глазах окружающих.
Кроме того, все сказанное мною ни на чем, кроме моего представления о характере
Снейпа не основывается, так что это просто очень "имхастая имха".
Когда
же Снейп начал это «подведение под свои поступки моральной
основы»? Впрочем, примерно понятно когда – уже во время его работы у Дамблдора,
так как именно тогда у него появилось представление об этой моральной основе и
о том, что она правильна. Но вот интересно, было ли в его детстве что-то хотя
бы приблизительно соответствующее этому?
Я рискну
все же написать огромную статью с разбором характера Снейпа, начиная с Истории
Принца.
Итак, сцена первая:
Лили, Снейп и Петуния. По этой сцене уже понятны некоторые черты характера
Снейпа. Он, во-первых, уже достаточно закомплексован (и этому есть очень много
объяснений и оправданий), и видно, что он не привык к хорошему отношению, зато
уже усвоил, что на презрение отвечают презрением. Во-вторых, он уже принижает
магглов – неизвестно, почему – то ли сделал выводы из неудачного брака матери,
то ли не поладил с соседскими мальчишками и нашел компенсацию « а зато я
волшебник, а вы - тупые магглы». Эта компенсация у него может остаться и в
магическом мире, только слово магглы поменяется на «идиоты с мускулами вместо
мозгов». В-третьих, он пока недостаточно гибок– то есть, Гарри замечает, что он
давно готовил разговор с Лили и расстроился, что все пошло не по его сценарию,
а такое построение сценария и растерянность (а иногда и гнев), когда все идет
не так, как раз и говорят о недостатке гибкости. Не знаю, есть ли в нем такая
черта как нерешительность, возможно, что то, что он долго не подходил к
Лили, можно отнести все к той же
негибкости – он просто продумывал детали разговора, рассчитывая впечатлить. То,
как он эффектно вылез из кустов со словами «все понятно, правда?» (ведь это же
элементарно, Ватсон!), говорит о том, что он очень желает показать себя, свои догадки и познания, перед Лили.
Настолько сильно хочет, что не выдерживает, и вылезает не вовремя (хотя тут я
не знаю, может он рассчитывал на эффектное появление, а может, хотел поговорить
с Лили, когда Петунья уйдет). Тут, пожалуй, все, добавлю ещё только,
почему Лили понравилась Снейпу. Хотя, тут собственно, и писать нечего, и
так понятно, что для мальчика, который
привык закрываться от людей и отвечать им с утроенной силой, чтобы больше не
приставали, такая открытая, веселая и добрая девочка, как Лили, должна была
показаться восьмым чудом света, даже без волшебства. А уж то, что она еще и не
презренная маггла….
Следующая сцена воспоминаний показывает, что Снейп, если, конечно, Лили не
нашла его сама, обладает еще и упорством – не падая духом из-за первой неудачи,
нашел ее и подружился. Хотя с «подружился» - это больше заслуга Лили, тут,
кажется, все единогласны – Снейп слишком закрытый человек, который не умеет
«раскрываться» даже перед тем, кому хочет стать другом, и не все могут понять,
что тут дело в замкнутости. Даже если Лили сама подошла к Снейпу, это все равно
значит, что он бродил где-то рядом с сестрами, не теряя надежды повторить
попытку…
- Нам можно. У нас
еще нет волшебных палочек. Детьми они не интересуются — мы все равно ничего не
можем с этим поделать. Но когда тебе исполняется одиннадцать, — он
многозначительно кивнул, — и ты начинаешь учиться, тут уже надо быть
осторожным.
— Да, — сказал
Снегг, и, несмотря на безобразную прическу и нелепую одежду, он сейчас
производил сильное впечатление — странная фигурка, исполненная уверенности в
своем предназначении.
Здесь, по-моему,
очень заметно, что Снейп, чувствует себя великим учителем, открывающим
новый мир непросвещенному юному и беззащитному созданию (отсюда все его
многозначительные выражения и эффектный
вид, несмотря на неважную одежду)….Надо
полагать, то, что Лили так наивно интересуется, верит ему и поражается в
тех местах, где надо поражаться очень греет его жаждущую признания душу.
Собственно, я тут вижу именно мечты Снейпа о том, чтобы хотя бы кто-то его
любил, признавал, восхищался им и желание почувствовать себя этаким идеальным
защитником и проводником. И именно таким он хочет быть для всех, и именно эту
его мечту воплощает Лили. Хотя, возможно, я делаю слишком решительные выводы из
поведения Снейпа при этом разговоре, но, мне кажется, что это его желание
определяет все его дальнейшее отношение к Лили.
Правда, в таких его
разговорах есть желание отделить себя (ну и Лили тоже) от обычных людей:
- Для
нас он есть, — ответил Снегг, — а для нее нет.
Пока Снейп отделяет
себя и Лили от таких, как его отец и Петунья, но, в дальнейшем, эта привычка
могла вылиться в то, что он отделял себя от любого, кто обижал его или казался
ему неинтересным, говоря себе что-то вроде «ну и что, им никогда не понять,
такого человека как я, так как я особенный, а они…».
Разговор глохнет на вопросе о происхождении Лили:
— А это важно, что
я из семьи маглов?
Снегг колебался.
Его черные глаза, горевшие в зеленоватом сумраке, скользнули по бледному
личику, по темнорыжим волосам.
Я думаю, Снейп
колебался, так как еще сам для себя не ответил на этот вопрос. То, что он
презирает магглов – это очевидно, а вот
как он относится к тому факту, что у магглов родилась такая, как Лили, ему пока
неясно.
Хотя, он пока все
же склоняется к наличию «прорвы волшебства», и пытается убедить в этом уже не
Лили, а себя. Ладно, это я увлеклась чувствами Снейпа. Теперь про характер –
все, что я описывала в предыдущей сцене, проявляется и здесь, но, есть и новое.
Во-первых, он и хочет, и не хочет говорить о своих несчастьях. То есть, где-то
в глубине души он желает, чтобы у него спросили ругаются его родители или нет
(судя по тому, как он нахмуривается при слове «нормально», и как потом начинает
рассказывать Лили), но потом спохватывается и все же закрывается и от Лили «но
осталось совсем недолго, я уеду, ты не подумай, что меня это так сильно
задевает». В этом можно увидеть некий эгоизм Снейпа по отношению к матери – он
стремится побыстрее уехать и не думает о том, что оставляет ее, но, я все же думаю, что тут больше
самоутешения, и нежелания показаться нытиком перед Лили, хотя, утешения от нее
ему хотелось. Кстати, Лили тут как раз понимает, что Снейп больше рассказывать
не хочет, поэтому она и пытается занять Снейпа тем, что ему нравится –
рассказами о магическом мире. Правда, тему выбирает не очень удачную.
— Северус… Снегг
улыбнулся, когда она произнесла его имя:
— А?
— Расскажи мне еще
раз про дементоров.
— Зачем тебе?
— Если я буду
заниматься волшебством вне школы…
— Никто не отдаст
тебя за это дементорам! Дементоры — это для настоящих преступников. Они
охраняют тюрьму для волшебников, Азкабан. Но тебе совершенно не за чем попадать
в Азкабан, ты слишком…
Петунья появляется очень вовремя. Следующее,
что проявляется у Снейпа здесь – это злопамятность. Его, видимо, очень обидело
то подозрение в шпионаже, которое было правдой, одновременно правдой не
являясь, и на которое он не сумел ничего ответить и никак оправдаться – и он
отвечает той же монетой, радуясь, что поймал обвинительницу на том же самом.
Впрочем, зря я так сурово, это обычная реакция очень закрытого и недоверчивого
человека.
Платформу с точки
зрения Снейпа можно не разбирать – его там нет, да и ничего нового там тоже
нет. Единственное что, я не думаю, что Лили разрыла вещи Петуньи и принесла
Снейпу письмо Дамблдора. Мне представляется, что Лили просто привела Снейпа к
себе в гости и начала показывать ему дом, заводя его во все комнаты. И там Северус
увидел конверт из Хогвартса, узнал его, и они вместе решили его прочитать.
Конечно, Лили напрасно винит Снейпа в их совместном решении – могла бы и
остановить, тогда бы и письмо не прочитали. Но это ладно.
Итак,
сам поезд. Как это ни огорчительно, но Снейп, по-моему, даже не понимает, что плохого в том, что они
прочли письмо Петунии, и в том, что Петуния ненавидит Лили. У него даже не
возникает желания себя оправдать. Совесть и чувство вины в данном случае мучают
Лили, и она, как многие дети, пытается свалить их на Снейпа. Снейп же вообще не
понимает, чем так расстроена Лили, и за что на него злится. Ведь Петуния всего
лишь….и это не оправдание, а убеждение. Хотя, тот факт, что он вовремя остановился, может говорить о том,
что он и сам почувствовал, что в том, что он не понимает Лили, есть что-то
страшное для их дружбы. Нет, не для дружбы вообще, а для той дружбы, когда
восторженная девочка, слушает каждое
слово серьезного и вдохновленного мальчика, доверяет ему и уважает, а этот
мальчик открывает этой девочке двери в новый мир и находится всегда рядом с
ней, чтобы объяснить, подсказать и помочь. Поэтому он и меняет тему на Хогвартс
– на то, с чего собственно, вся их дружба и началась, надеясь на то, что Лили
опять станет слушать его и доверять ему, как раньше, и испугавшее его
непонимание уйдет. Ободренный проблеском Лили, он советует ей поступать в
Слизерин. Мне кажется, опять же из-за попытки восстановить ту дружбу, которая
пошатнулась, ту в которой Лили ему полностью доверяет, а не смотрит на него с
отвращением непонятно из-за чего. В Слизерин он ей предлагает поступить для
того, чтобы так и оставаться тем, кто ведет ее в новый мир и находится всегда
рядом, чтобы в любой момент защитить, объяснить и помочь. И вот, в тот момент,
когда разговор начинает идти в нужном Снейпу направлении - Лили
заинтересовалась факультетами, появился шанс опять выступить в роли знающего
рассказчика и сделать так, чтобы Лили совсем забыла про неприятный эпизод -
вмешивается Поттер. Поэтому тут, мне кажется, Снейп разозлился не только на то,
что оскорбили его факультет (хотя и на это тоже), а еще и на то, что Поттер
бесцеремонно влез в их разговор, перетянул внимание всех на себя (да еще и как
перетянул – Снейп не умеет так открыто кривляться, чтобы себя показать, но показать
себя хочет, а тут этот гад… ) и разрушил его планы относительно дальнейшего
разговора с Лили. У него было много способов ответить – в частности, можно было
или вообще не отвечать (ну, пусть себе общается придурок с себе подобным, я
выше этого), или ответить сразу, не дожидаясь, когда Джеймс назовет свой
факультет. То, что Снейп не ответил сразу, говорит, во-первых, о том, что Снейп
уже невзлюбил Джеймса и не хочет поворачивать разговор в более менее
дружественном направлении (хотя, мог бы спросить «что ты имеешь против
Слизерина?» и завязать спор, мог бы сам спросить, а «ты куда хочешь поступить?»
и выразить свое «пфе» по этому поводу). Но Джеймс ему действительно неинтересен
– и не из-за того, что такого как Снейп, не может интересовать такой «простоватый
идиот», как Джеймс, а из-за того, что Снейп действительно не умеет
общаться, и не приучен интересоваться
людьми. Он приучен обижаться на них и считать, что они все оскорбляют лично
его. Что, опять же, говорит о закомплексованности. Тот же Джеймс задает в
вопрос в форме «кто тут хочет в Слизерин?», возможно, ожидая ответа «я» и
какой-то реплики со стороны, потом, не задумываясь, очень бестактно сообщает
свое мнение, и уже интересуется Сириусом, раз Снейп не склонен ни
разговаривать, ни отвечать. Возможно, конечно, что в данном моменте, Снейпа
действительно интересует только то, как продолжить прерванный Поттером разговор
с Лили, а не его обида из-за прерванного в самый ненужный момент разговора и
оскорбления факультета, которое Снейп воспринимает как оскорбление его выбора,
а значит, и его самого. Хотя это не отменяет того, что заинтересованности в
людях и желания (и умения) с ними нормально общаться, у него нет. Наоборот, это отлично сочетается.
Что происходит дальше в голове у Снейпа непонятно – возможно, закомплексованный
мальчик решил, что Поттер своим хамским вмешательством не только не дал ему
исправить свою ошибку насчет Петуньи рассказом о «правильном» факультете, но и
выставил его идиотом перед Лили. Возможно.
В любом случае, вместо того, чтобы продолжать разговор с Лили и снова
попытаться увлечь ее, Снейп начинает думать, как выставить идиотом Поттера. И у
него почти получается – он оскорбляет и отца Джеймса, и тот факультет, который
Джеймс выбрал. Как бы отреагировал Джеймс, если бы не вмешался Сириус,
неизвестно. Возможно, дело дошло бы или до очень горячего спора, или до драки.
Но Сириус, которому тоже, люди в большинстве своем не интересны, но который не
может простить, что оскорбили того, кто заинтересовался им, разом отвечает
Снейпу уже совсем личным оскорблением. Сириус вообще во многом на Снейпа похож, разве что не так боится быть
смешным (точнее, вообще не боится) и бунт у него не скрытый, как у Снейпа, а
вполне себе явный… А так – они оба, не
склонны прощать, отделяют себя от других и пускают в свой круг только
избранных, и еще много что можно отметить….
Дальше
можно только предполагать, то ли Снейп уходит следом за Лили потому, что не
может придумать нужный ответ, то ли
потому, что Лили показала, что она не считает Снейпа идиотом, даже после слов
Сириуса, а, наоборот, поддерживает его. Поэтому Снейп уже не видит смысла
продолжать выяснение отношений – Лили-то за него, а остальные ему неинтересны.
И делает одну из самых больших ошибок.
Итак,
что нового мы выясняем о характере Снейпа после «поезда». В общем, все тоже:
Снейп жутко закомплексован, не умеет общаться, так как просто не видит смысла
интересоваться людьми (он из тех, кто очень редко задает простой вопрос «а
ты?», «а тебе, чего хочется», он больше склонен на такие вопросы отвечать, да и
то, не всегда), достаточно мстителен, что проистекает из той же
закомплексованности. И еще, пожалуй, он склонен выбирать значимого для себя
человека, и свое поведение он во многом
пытается строить в контексте (вот щас скажу очень запутанную фразу) своего
представления о мнении этого человека о нем, любимом. То есть, он очень
заботится о том, чтобы мнение этого человека о нем было благоприятным с его,
Снейповой, точки зрения. Это у него будет проявляться и в общении с Дамблдором.
На
мой взгляд, ему важно и признание его заслуг со стороны всего общества в целом.
Но, по всей видимости, он уже в детстве потерял надежду на то, что его примут
все, списал это неприятие на то, что в мире полно идиотов и, поэтому выбирал
одного «избранного и не такого, как другие» и уже на его признание начинал
рассчитывать.
О
распределении можно сказать очень мало. Отпишусь сразу, что я не считаю
похлопывание по плечу от Малфоя залогом дальнейшей дружбы между ним и Снейпом.
То есть, возможно потом они и дружили -
и то, я вижу в их дружбу скорее, как в тосте-анекдоте про женское
взаимопонимание (плывет по морю черепаха, а на ней сидит ядовитая змея и
думает: «я, конечно могу укусить черепаху, но тогда она меня скинет и я утону».
А черепаха думает: «я, конечно, могу скинуть змею в воду, но, тогда она меня
укусит»…Так выпьем же за женское взаимопонимание!» - но эта их дружба явно
началась не на его первом курсе, а уже после.
Склонность
планировать и заранее строить перспективы подвела тут Снейпа сильнее всего –
Лили поступила не на тот факультет и, скорее всего, дальнейшего общения между
ними он уже не представляет. Я не имею в виду, что он думает, что на
«неправильном» факультете их дружба и закончилась, я думаю, что он, скорее
всего уже подробно расписал себе, как они будут дружить на Слизерине, как
вдруг…а вот деталей «дружбы на разных факультетах» он пока не представляет.
Кстати,
я считаю, что Снейп тоже не видит саму Лили, зато он отлично видит рядом с ней
образ «себя идеального» - того самого защитника, проводника в новый мир,
единственного и верного друга, советника и наставника, о котором я уже
говорила, в сцене под деревом. По крайней мере, этим он мечтает для Лили стать,
и вот за этой мечтой он не видит самой Лили. Но, мечты мечтами, а Мальсибера,
Эйвери, презрения к магглам, любви к ТИ и желания получить признание своих
заслуг от «ужасного, но великого», волшебника никто не отменял. Вот как Снейп
совмещал желание быть защитником и наставником одной грязнокровки, но, при
этом, присоединиться к программе, которая ограничивает их права, мне непонятно.
Скорее всего, это беспокоило и его самого – но он предпочитал уходить от этой
темы – например, переводить разговор на мародеров. *Вот здесь, кстати, виден
его талант к окклюменции – он очень успешно умудрялся останавливать мысли о
всяких проблемах, да и загонять мечты о Лили в самый дальний уголок сознания у
него тоже получалось*. ))) Ладно, это я шучу. Он видимо, действительно считал,
что одно другому не мешает, а сомнения прогонял. И очень редко думал о том, что
Лили – тоже грязнокровка…
Итак, Снейп не
понимает, чем именно недовольна Лили, но, понимает, что она недовольна. И
начинает думать, почему бы. Собственно, мне кажется, что мысли по поводу Лили у
него могли быть самые разные. Во-первых, после попадания Лили не на тот
факультет, мечты о «единственном наставнике и проводнике» разрушились. Остались
только попытки это положение вернуть или завоевать в будущем. Отсюда и
появилось вот это вот « я тебе не позволю» - он считает, что он защищает ее,
маленькую, глупую и несмышленную, он нахала Поттера. Точнее, он хочет так
считать. По сути дела, мне кажется, все
эти мечты о наставничестве это проявления некоторого собственничества, желания
быть для человека единственным и неповторимым – в общем-то, так, по-моему, и
проявляется собственничество в отношении к людям. И, разумеется, опасаясь, что
упреки Лили значат то, что он для нее уже не такой неповторимый, он и говорит
«Я-то думал, мы друзья. Лучшие друзья». Особенно уточнение насчет «лучших»
настораживает - меня моя подруга детства тоже часто спрашивала: «а я у тебя
самая-самая лучшая подруга? А больше ты ни с кем так не дружишь как со мной?
Точно? Точно-точно?». Да и я сама тоже этим грешила, правда, не спрашивала, а
молча страдала, если мне казалось, что…. Вот тут и Снейпу тоже страшно – мало
ли, вдруг недовольство Лили вызвано тем, что он уже не единственный ее друг и
помощник. Опасаясь того, кто может «заменить» его, Снейп переводит разговор на
Поттера. А вот тут интересно следующее: с одной стороны, скорее всего, Джеймсом
восхищались многие и не только в Гриффиндоре (Снейп признает, что Мародеров
замечательными считают все и только он, Снейп, знает, что они не такие), но с
другой стороны, Снейп такой легкой популярности
не признает, ему вообще нет дела до квиддича, и завидовать тут, ему по
идее, нечему, но откуда же тогда эти его сбивчивые слова, его обида: «он не то,
что все думают…чемпион по квиддичу…» ? Возможно, конечно, что это обида на то,
что Лили этим увлеклась, или могла увлечься, но, мне кажется, завидовать Снейп
вполне может, так как квиддич легкость
характера и веселость, оценит большинство, а вот его интеллект пока ценят
только слизеринцы и то, не факт, что не льстят. Снейп завидует, и завидует не
квиддичным способностям Джеймса, а тому, что его таланты и он сам, в отличие от
талантов Снейпа оценены широко. Ну, это ведь и в самом деле обидно – когда ты
чувствуешь, что ты умнее многих, а вот ценит большинство не тебя, а кого-то
другого, про которого нельзя сказать, что он умнее или, скорее, серьезнее
(словом, «где ж правота, когда бессмертный гений не в награду любви горящей,
самоотречения, трудов, усердий и молений послан, а озаряет голову безумца,
гуляки праздного?» О, Поттер, Поттер!).
Следующий интересный момент в том, как Снейп относится к Лили – с одной
стороны, он выделяет ее из всех, но, в то же время, боится что она окажется
«такой как все». То есть знает он ее все же недостаточно. Да он и не хочет ее узнать
(или, не знает, что это такое узнавать человека и как это делается), ему
достаточно, чтобы она была рядом и давала пищу его мечтам о себе – идеальном
защитнике и учителе. Именно поэтому он и
расслабляется, после ее выпада против Джеймса.
Гарри показалось,
что выпадов Лили против Мальсибера и Эйвери Снегг уже просто не слышал. Стоило
ей отозваться пренебрежительно о Джеймсе Поттере, его напряжение как рукой
сняло, и теперь он шагал рядом с ней совсем другим, упругим шагом…
То
есть, все хорошо, он все еще единственный друг, наставник и защитник,
приблизился к образу идеального себя, теперь можно и упругим шагом зашагать, и
благополучно прошляпить ту мысль, которую Лили хочет до него донести…
В
общем, разговор слепого с глухим, в котором оба видят только себя, к сожалению.
Ну, с этой «беседой слепых» вроде все.
Я
беру только эмоциональную подоплеку их разговора, историю об оборотне не
затрагиваю Хотя, тут можно многое сказать. Например, об истоках и того самого
самооправдания и о чувстве справедливости у Снейпа, которые тут очень хорошо
обнаруживаются.
Итак,
лирическое отступление о Снейпе и справедливости. Меня
вот так и тянет разделить чувство справедливости и чувство несправедливости. А
также оба эти чувства разделить на чувство справедливости/несправедливости по
отношению к другим и чувство справедливости и несправедливости по отношению к
себе. Так вот, у Снейпа, на мой взгляд, оба этих чувства направлены «по
отношению к себе». И это не всегда плохо. То есть, несправедливость по
отношению к себе, Снейп чувствует остро, а вот на несправедливость по отношению
к другим он реагирует вполне спокойно – в духе фразы «а жизнь вообще
несправедлива» (кстати, где он ее произносил – в книге я этого места в упор не
помню, в фильме – тоже…). Конечно так реагируют и большинство людей, но все же
есть и те люди, которые остро чувствуют несправедливость по отношению к другим.
Правда, у Снепа эта его «нечувствительность» компенсируется тем, что он
стремится быть справедливым по отношению к себе – то есть, стремится получать
то, что реально заслужил. Когда он чувствует, что чего-то не заслуживает, он
ищет себе оправдания и причины, доказывающие, что он это заслужил, но и в этом
он до крайностей не доходит – так как, он, опять же, чувствует, где
справедливость. И вот именно из-за этого
я не верю, что у Снейпа когда-либо вообще возникала мысль опоить Лили
привороткой, заимперить ее, изменить ей память, женить ее на себе насильно. Не
из-за того, что ему не позволяли морально-этические нормы, не из-за того, что
он заботился о счастье Лили, а из-за того, что он бы сам чувствовал, что это
несправедливо, и что любовь (в случае приворотки и империуса и изменения
памяти) Лили им не заслужена. То есть, на то, справедливо или нет поступают с
другими, Снейпу, в целом наплевать, но вот к себе он требует справедливости. Во
всяком случае в том, что касается заслуг. Вот как-то так….И собственно, все его
самооправдания идут именно от этого внутреннего чувства «заслужил-не
заслужил….» «имею моральное право – не имею права.» …..
Теперь об истории с оборотнем. Моя версия
такова:
Снейп
очень хотел добиться исключения мародеров из школы, но, подставить мародеров
без доказательств ему что-то мешало - возможно, то самое чувство справедливости
по отношению к себе. Поэтому он и искал явные доказательства пока даже не
столько для кого-то, кто может их исключить, сколько для себя (так как он,
возможно, и сам пока был не уверен, в том, что из себя представляет
Люпин). Чтобы понимать, что он может с
полным правом называть их мерзавцами и искать способы их исключения. Возможно,
что он также хотел показать Лили факты,
дискредитирующие Джеймса - например, показать Лили, как Люпина ведут под
Иву, затем (утром после полнолуния, разумеется) провести ее в Хижину (для этого
и нужно узнать как пройти) и показать ей следы пребывания там оборотня, затем
рассказать теорию о том, как оборотни ужасны и сказать, что раз Джеймс с таким
дружит, значит, он…Но это так, предположения. Возможно, Снейп и был пойман
Сириусом за попыткой узнать, как пройти. Дальше, я согласна с теми, кто
считатет, что Сириус решил поблефовать – то есть, дать понять, что тайна такая
несущественная, что он ее и врагу может открыть и ничего страшного (ну, или
страшно, но не сама тайна, а возможная ловушка). И рассчитывал он на то, что
Снейп, как человек умный и разбирающийся в ловушках, туда не пойдет (правда,
если и пойдет, то поделом – не думаю, что он так сильно о нем беспокоился).
Возможно, мотив Сириуса был и другим, но вот Снейп мог посчитать эти его слова
именно блефом. Вот тут ему бы подождать до утра, а потом пойти и нарыть сколько
угодно доказательств (и для Лили, и для официального письма в министерство,
если он такое собирался писать), но как можно отказаться от попытки поймать
Блэка на вранье? Как? Возможно, Снейп рассчитывал на то, что Блэк не выдержит и
начнет-таки его отговаривать, проговорится, выдаст себя и хотел понаслаждаться
моментом, когда Блэк полностью от него зависит (этот момент ему будет
предоставлен «немного» позже, тоже в Хижине). Но, Сириус, по всей вероятности,
его не отговаривал или отговаривал не слишком активно – не умолял и страха не
показывал, это уж точно, - а у Снейпа уже не было выхода – он уже пообещал
пойти, не поворачивать же на глазах у Блэка, еще чего! Я думаю, что по
поведению Сириуса, Снейп мог действительно на какое-то время усомниться в том,
что в Хижине оборотень..Но тем большей была его уверенность в том, что Сириус –
хладнокровный убийца, заманивший его в ловушку, в которой, разумеется,
участвовали и Люпин, и Джеймс…
Собственно,
саму «сцену у озера» я анализировать не
буду – скажу только, что Снейп там беззащитен, причем беззащитен
психологически. То есть, в принципе, даже находясь
в меньшинстве, и в заведомо проигрышном положении, он мог быть защищен двумя
чувствами. Он мог искренне жалеть, понимать и прощать своих противников (этим
бы он заставил их почувствовать себя полными гадами), но это сложно и почти
невозможно, или он мог бы бравировать - то есть, пытаться удивить и потрясти
противника своей неожиданной реакцией, сорвать построенный в их голове
сценарий. Обе эти реакции предполагают обращенность на противника и
сфокусированность на ситуации, а не на своих переживаниях.
Снейп
же в данной сцене зациклен на себе и на том, как он выглядит в глазах других –
ему кажется, что он выглядит жалким – и это чувство заставляет его ненавидеть
противника и просто тонуть в своей ненависти к нему…– что и делает его
беззащитным. Даже непонятно, хочет ли он, чтобы его оставили в покое? То есть, понятное дело, что хочет, но вот
ненависть к себе и к мародерам так
поглощает его, что даже когда у него появляется шанс отбиться и уйти, он не
отбивается, а стремится сделать Джеймсу как можно больнее (ну, тут его осуждать
трудно, хотя, в целом, это неправильная тактика). Чем и лишает себя шанса
адекватно и красиво отомстить (ведь красиво бы было - связать Блэка, Поттера,
пустить Поттеру пену из рта, и с достоинством удалиться, напоследок задав
вопрос «ну что, правда приятно, Поттер?») и заслужить хоть немного уважения к
себе со стороны противника. Да уважение можно было бы заслужить даже просто не
выкрикивая угрозы и ругательства, которые в дангный момент не имеют силы. А
так, этими ругательствами он, по сути, уже признает, что в данный он слаб и
бессилен, но вот в будущем….Так что, Снейп, сам того не желая, ставит себя в положение беспомощной жертвы,
которую можно пожалеть, но уж никак не уважать. И сам Снейп это вполне
осознает, но вот сделать ничего не может, наоборот, еще больше бесится, еще
больше ненавидит мародеров и еще глубже топит себя в болоте собственных чувств,
становясь еще более уязвимым. Единственное, что он может сделать и чем он может
себя утешить, так это мыслями о том, что он все равно лучше всех этих идиотов,
и что, когда-нибудь, все это увидят…
И
тут появляется Лили. Ну, о том, что не стоит девочке защищать мальчика, да еще
так защищать, как это сделала Лили, говорить, думаю, не нужно. И вот тут, на
мой взгляд, получается очень обидная вещь - Снейп оскорбляет Лили и отталкивает
ее от себя, желая показаться выше и лучше всех именно перед ней. Просто он
поглощен тем, что он выглядит слабаком в глазах Лили, поэтому, желая выглядеть
в ее глазах сильнее, он совершенно не замечает того, что он это происходит за
счет ее унижения. Я не думаю, что он тогда был в состоянии проанализировать,
то, что Лили скорее, не защищала его, а воспитывала Джеймса, и не думаю, что он
обозвал Лили, разозлившись на нее за это. Ну не вижу я у него там никакого
анализа ситуации, только чувства (возможно, правда, что он и это уловил где-то
в подсознании).
Ну, то, что он, желая показать Лили, что он выше и лучше, чем она и все остальные, обзывает ее словом «грязнокровка», говорит о том, что идеология, согласно которой волшебники могут презирать магглов и магглорожденных уже прочно въелась в его сознание. Или даже в подсознание. В общем, бедный Снейп – желая показать Лили, что он не нуждается в защите и достоин быть ее защитником, оттолкнул ее от себя навсегда. Но, собственно, на мой взгляд, Лили и всегда ему была нужна, только как образ, рядом с которым он мог почувствовать себя лучше, чем он был. Ему была нужна не Лили, а его собственное отражение в ней, как идеального защитника, наставника и друга. Правда, как и многие подростки, пишущие (мысленно или реально) фанфики о Мери и Марти-Сью, он придумал себе идеальный образ, которому не стремился соответствовать. Или стремился, но не знал, как именно можно его достичь и в итоге, отдалился от него.
Собственно,
о сцене у портрета говорить нечего. Снейп осознал, что он, кажется, разбил
зеркало, в котором отражался его идеализированный образ и попытался это
исправить. Правда, оказалось, что разбил
он не только зеркало, в которое смотрелся он, но и ту линзу, сквозь которую на
него смотрела Лили. Он пытается вернуть свой образ защитника в глазах Лили,
думая, что разрушился он только сейчас, не видя и не понимая, что все его
поведение давно вело к этому. Могла ли Лили не отказываться от него так резко,
а попытаться все же направить его? Вряд ли. Скорее всего, радость оттого, что
она его простила, затмила бы перед ним все остальное, и он продолжил бы идти
своим путем, не слушая ее советов. Что-то могло бы получиться, если бы Лили
поняла характер его чувства к ней и попыталась бы его вытащить, играя на этом,
но тогда она была бы уже не Лили, а Дамблдором.
Жизнь
до «Холма». Разбирать этот период очень трудно, так как он практически неизвестен.
Джеймс и компания донимают Снейпа уже меньше, но от этого не становятся менее
ненавистными. Есть у меня предположение, что теперь уже Снейп начинает стычки с
Джеймсом, пытаясь спровоцировать его на что-то мерзкое, чтобы Лили, увидев,
разочаровалась в нем. Но это только предположение. Во всяком случае, дуэли
Снейпа и Джеймса не прекращаются, просто происходят не при Лили и, наверное,
уже больше похожи не на публичное унижение, а именно на дуэли. Слова Снейпа о том, что Джеймс всегда нападал
на него только с друзьями, считаю
гиперболой, правда, вполне обоснованной, так как, естественно, нападений 2 (+2)
на 1, на протяжении всего времени учебы, было больше. Неизвестно, пытался ли
Снейп помириться с Лили, или признал это дело безнадежным. Известно только, что
мечтать и грустить о ней (как и о том чувстве, когда он сам считал себя
хорошим) он не перестал.
Итак,
после школы Снейп уже убежден в том, что он умен, талантлив и находится по уму
намного выше окружающих, большую часть из которых он презирает ( только
мародеры постоянно давали ему понять, что он не лучший, и вызывали у него
презрение к себе самому, за что он их и ненавидел. Но они в прошлом, да и
потом, у него еще есть шанс доказать им всем…), он теперь уже с большими
основаниями, чем в школе желает проявить себя и показать свои таланты, поэтому
идет в ПС ( так как считает, наверное, что в иначе трудно почувствовать себя
выше других). Неизвестно, убивал ли Снейп в ПС или нет – слова о душе можно
понимать двояко: и как то, что он опасается за целостность своей души, которая
никогда не разрушалась убийством, и как то, что он опасается за целостность
своей души, которую исцелило раскаяние . Так же неизвестно, как именно его
изменило пребывание в ПС. Скорее всего, именно тогда он научился контролировать внешние проявления
своих эмоций. Не думаю, что он учился этому специально, скорее, все произошло
само собой – он попал в новую среду, нужно было общаться новыми людьми,
пытаясь, чтобы они не узнали его личное и не могли просмеять. Репутации
«странного замухрышки» у него уже не было, была репутация «подающего
надежды», подростковые гормоны немного
улеглись, поэтому его попытки стать неуязвимым закончились успешнее, чем в
школе, что и придало ему уверенности в себе. После Холма Снейп, возможно, начал
учиться скрывать свои эмоции уже целенаправленно – но все условия, и внутренние
и внешние, для того, чтобы стать хорошим окклюментом у него уже были: благодаря
закомплексованности и зацикленности на том, как на него посмотрят другие, он
научился самоанализу, умение отодвигать на задний план неприятные для себя
факты помогло ему научиться скрывать факты от других, консервативность и умение
помнить собственные чувства и снова переживать их, да еще иногда и в
преувеличенном виде, тоже пригодилось ему при освоении окклюменции.
Так что именно в этот период Снейп приобрел такие качества, как относительная сдержанность и способность к сарказму, которые проявились от увеличившейся уверенности в себе. И научился окклюменции.
Любил ли Снейп Лили? Я думаю, что нет. Во всяком случае, не в момент вступления в ПС. Он видел не ее, а нарисованный им самим образ, для которого он был бы идеальным. И именно поэтому он и вступил В ПС, так как идеал идеалом, но друзья-ПС и возможность приобрести влияние – они все же, гораздо более реальные, чем восторженная и внимательная девочка Лили, рядом с которой можно рисовать из себя Марти-Сью. Так что чувство Снейпа к Лили - это не любовь. Это влюбленность и мечта об идеале для себя. Возможно, в этом и проявлялось то самое его желание быть хорошим в собственных глазах и в глазах Лили? В его стремлении видеть ее восхищение и уважение, в стремлении выглядеть защитником и наставником в ее глазах? Я думаю, такое вполне возможно. Вот только представления о том, что есть хорошо, а что не очень, у Снейпа тогда были покосившимися и тоже далекими от реальности.
Так что именно в этот период Снейп приобрел такие качества, как относительная сдержанность и способность к сарказму, которые проявились от увеличившейся уверенности в себе. И научился окклюменции.
Любил ли Снейп Лили? Я думаю, что нет. Во всяком случае, не в момент вступления в ПС. Он видел не ее, а нарисованный им самим образ, для которого он был бы идеальным. И именно поэтому он и вступил В ПС, так как идеал идеалом, но друзья-ПС и возможность приобрести влияние – они все же, гораздо более реальные, чем восторженная и внимательная девочка Лили, рядом с которой можно рисовать из себя Марти-Сью. Так что чувство Снейпа к Лили - это не любовь. Это влюбленность и мечта об идеале для себя. Возможно, в этом и проявлялось то самое его желание быть хорошим в собственных глазах и в глазах Лили? В его стремлении видеть ее восхищение и уважение, в стремлении выглядеть защитником и наставником в ее глазах? Я думаю, такое вполне возможно. Вот только представления о том, что есть хорошо, а что не очень, у Снейпа тогда были покосившимися и тоже далекими от реальности.
Автор:
Наталья Найдёнова
браво, Наталья!
ОтветитьУдалитьчудесный, очень тонкий разбор.
спасибо Вам за эту статью!